Подпишитесь на наши рассылки и БЕСПЛАТНО получите ПОДАРКИ:
Подпишись на рассылку "Какое открыть своё дело, если я ничего не умею?!" и получи БЕСПЛАТНО 10 способов заработать миллион!
Подпишись на рассылку "Раскрываем секреты народных умельцев!" и получи БЕСПЛАТНО 2 способа бесплатного получения квартиры!
Подпишись на рассылку "Идеи, народные изобретения и домашние технологии!" и получи БЕСПЛАТНО описание самых прибыльных изобретений!
Подпишись на рассылку "Начни зарабатывать в Интернете!" и получи БЕСПЛАТНО способы быстрого заработка в интернете!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Меню:


Друзья сайта:

 


Поиск по сайту:


 

 

 

 

 

 

 

 

Счётчики.





Rambler's Top100 


Бытовой тренажер для ускоренного освоения навыков психической саморегуляции

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

   Высокий темп современной жизни, хронические стрессы, увеличение информационных нагрузок  способствуют  формированию состояния чрезмерной эмоциональной напряженности и инициированию развития различных стресс-индуцированных заболеваний.

   Одним из эффективных приемов профилактики негативного влияния стресса на психическое и физическое здоровье человека является развитие собственных навыков психической саморегуляции, которые способствуют:

●оптимизации стратегии  поведения в психотравмирующих ситуациях (Мажирина К.,

   2009);

●снижению ситуативной тревожности, нервно-психического напряжения, благотворному

   влиянию на общее психическое состояние человека (Джафарова О., 2008);

●повышению парасимпатического вклада в регуляцию сердечной деятельности, сниже -

  нию уровня тревожности (Редько Н., 2008);

●формированию навыков устойчивой релаксационной реакции в условиях стрессовых

   cитуаций  (Глазков В.,2010);

●целенаправленному влиянию на различные психофизиологические функции (Коноп –

    кин О.,  1995);

●немедикаментозному восстановлению функций организма при различных патологиях и

  стрессах, формированию психоэмоциональной устойчивости (Калашников Ю., 2010);

●успешной адаптации в социум (Даниленко Е., 2010).

   В настоящее время для освоения навыков психической саморегуляции применяют технологии компьютерного игрового биоуправления (Штарк М., 2001; Джафарова О., 2008), которые базируются на принципах адаптивной обратной связи. При этом компьютерный виртуальный игровой сюжет управляется физиологическими функциями пользователя.

   Следует отметить, что использование компьютера для реализации приемов игрового биоуправления в целях освоения навыков психической саморегуляции не вполне приемлемо при осуществлении этого вида тренинга с детьми младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что виртуальный характер компьютерных игровых сюжетов характеризуется низким уровнем их эмоционально-образного восприятия и тем самым не обеспечивает активацию мотивационных аспектов систематического осуществления компьютерного игрового биоуправляемого тренинга. Компьютерные системы также являются источниками потенциального негативного влияния на здоровье пользователя, обусловленного электромагнитным излучением,  повышенной нагрузкой на органы зрения и т д.

   Новизной разработанного тренажера для ускоренного освоения навыков психической саморегуляции является использование для реализации приемов игрового биоуправления не виртуальных игровых компьютерных сюжетов, а  реальной динамичной электромеханической игровой системы, управление которой осуществляется физиологической, например респираторной, функцией тренирующегося.

  Конструктивное оформление разработанного тренажера (см. фото) осуществлено в виде серийного портативного настольного  игрового устройства «Горки», выполненного в виде миниатюрного электромеханического эскалатора,  с помощью которого фигурки утят поднимаются на горку, с которой они скатываются на приемную площадку эскалатора. Тем самым обеспечивается формирование непрерывного игрового сюжета «автоматизированный подъем фигурок утят на горку – самоскатывание с горки на приемную площадку эскалатора».

    Для реализации принципа игрового биоуправления, в конструктивную схему известной настольной игры «Горки» внесены следующие изменения:

●управление микроэлектродвигателем эскалатора осуществляется  закрепленным на поясе

  сенсором диафрагмального дыхания тренирующегося (микроэлектродвигатель эскалато-

  ра включается на такте «выдоха» и последующей паузы, и выключается на такте  «вдо-

  ха»);

●на корпусе фигуры одного из утят  закреплен магнитный элемент, который воздействует

  на магнитоуправляемые контакты сенсора (геркона), который включает электронный

  цифровой счетчик количества скатываний утят с горки   в процессе игрового тренинга;  

●на корпусе игрового устройств закреплены электронный регистратор частоты дыхания

  пользователя  и электронный цифровой таймер; 

  Совокупность вышеперечисленных технических решений позволяет на фоне не вирту -

ального, а реального игрового сюжета реализовывать:

●универсальный принцип биоадаптивной биологической обратной связи, обеспечиваю-

  щий возможность наблюдения пользователем в реальном режиме тренинга за показате-

  лями, характеризующими успешность освоения навыков диафрагмально-релаксационно-

  го дыхания и волевого управления респираторными параметрами (частотой дыхания ,

  длительностью его тактов и пауз);

●формирование соревновательного игрового сюжета, т.к. для получения за фиксируемый

  промежуток  времени максимального    показателя числа скатываний утят с горки, кото –

  рый является критерием степени достижения положительных результатов в биоуправля-

  емом игровом тренинге,- тренирующемуся необходимо освоить приемы диафрагмально-

  релаксационного   дыхания и  волевого управления респираторными   параметрами, что

  способствует уравновешиванию процессов торможения и возбуждения ,мышечной и

   психической релаксации;

● овладение навыками самоконтроля над непроизвольными физиологическими функ –

   циями, повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;

● формирование стрессоустойчивости и поведенческих паттернов, препятствующих

   развитию стресс - индуцированных состояний и их  негативных последствий;

●профилактику переутомления, повышение самооценки, более полную самореализацию;

● укрепление адекватного реагирования на стрессогенные факторы, повышение субъек-

   тивной оценки качества жизни.  

   Разработанное техническое решение игрового биоуправления на основе применения не виртуального, а реального респираторно - управляемого динамичного электромеханического игрового устройства, способствует повышению привлекательности осуществления игрового тренинга и активации мотивации освоения навыков психической саморегуляции как взрослыми, так и детьми. Следует отметить, что успешное освоение приемов психической саморегуляции детьми весьма актуально для обеспечения их успешной адаптации к учебному процессу, повышению эффективности терапии расстройств, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью.  Экспериментально подтверждено (Сметанкин А., 1999; Тонконоженко Н., 2007), что у детей , практикующих тренинги игрового биоуправления, способствующих освоению навыков диафрагмально-релаксационного дыхания, показатель устойчивости внимания возрастает на 83,3%, а показатель истощаемости внимания снижается на 50%.

    Освоение приемов психической саморегуляции на основе осуществления биоуправляемого игрового тренинга с помощью реальных электромеханических игровых устройств детьми детско-подросткового возраста создает предпосылки для успешной профилактики развития у них нервно-психических отклонений, формирования детских неврозов и психосоматических расстройств, увеличения адаптационных возможностей растущего организма, повышения стрессоустойчивости. Это имеет существенное значение для профилактики преждевременного старения организма человека, т.к. экспериментально подтверждено (Друри С., 2011; Атцмон Д., Эпель Э.,2012), что у взрослых людей, подвергавшихся сильному стрессу в детстве, значительно укорочены теломерные участки хромосом, которые являются маркерами биологического старения.

   Таким образом, использование в технологиях игрового биоуправления реальных игровых устройств, управляемых физиологическими функциями пользователя, позволяет: ●устранить негативные валеологические аспекты, присущие системе  «человек-компьютер»;

●повысить мотивацию осуществления систематического тренинга по освоению навыков психической саморегуляции, что создает предпосылки для успешного перенесения освоенных в процессе игрового тренинга психогигиенических навыков в реальные жизненные ситуации в  целях минимизации негативного влияния различных стресс-факторов на психическое и физическое здоровье человека.

Внешний вид конструктивного оформления разработанного тренажера (см.фото):

 

1- настольное портативное игровое устройство «Горки»; 2- пояс с сенсорами диафрагмального дыхания; 3- цифровой счетчик результатов игрового тренинга; 4-регистатор частоты дыхания; 5-электронный таймер.

 

 

 





Оставить комментарий

Ваше имя: *
Ваша почта:
Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить

Михаил Яковлев: "За 7 лет работы в сети я отобрал более 9300 РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИХ технологий и идей домашнего бизнеса..."

Получите диск с
"Идеями и технологиями народных умельцев"
удобным вам способом:


Узнать подробности ->



Теперь, вам под силу самостоятельно и с минимальными вложениями сделать оборудование для своего прибыльного бизнеса!

Получите диск
"Мини-заводы, оборудование и альтернативные источники энергии"
удобным вам способом:


Узнать подробности ->






Друзья:



 

 

Идеи и Технологии.

Идеи домашнего бизнеса и секреты народных умельцев!

Огромное количество идей, методик, технологий, ноу-хау и изобретений о которых мало кто знает, а те кто знает, предпочитает молчать. Представлены все самые последние технологии, которые можно разработать самостоятельно в домашних условиях.

Зайти ...

 

Моя кнопка.


Если Вам понравился мой сайт, я буду Вам благодарен, если Вы разместите мою кнопку на своем сайте.

Код кнопки:



  © Copyright 2004 - 2013. При использовании материалов сайта ссылка www.izobretenija.ru обязательна.

 Разработка сайта — Студия "Maximus".